Хакасы — тюркоязычная народность, проживающая на юге Сибири, в Республике Хакасия, которая входит в состав Российской Федерации. Этнокультурные истоки происхождения хакасов уходят в седую древность и связаны со всей предшествующей историей Хакасско-Минусинской котловины. Еще в VI—XII вв. раннесредневековые предки хакасов и другие тюркоязычные народы имели письменность, в научной литературе известную как орхоноенисейская по основным ареалам нахождения памятников древнетюркской письменности. Тексты, высеченные на камнях руноподобным письмом, впервые были обнаружены еще в начале XVIII в. (1721 г.) в долине р. Уйбат на территории Хакасии и до сего времени остаются единственным письменным источником изучения тюркского языка населения Южной Сибири.
Этническую самостоятельность хакасы получили при Советской власти.
Письменность также возникла в советский период в 1926 г., после этого появилась возможность издания новых хакасских учебников, обучения на родном языке, развития художественной литературы.
С первых же лет после установления Советской власти в Хакасии началась подготовительная работа по созданию письменности. В 1926 г. появляются первые хакасские учебники, с 1927 г. выходит национальная газета «Хызыл аал», издается оригинальная и переводная художественная литература. Расширяется общественная функция хакасского языка: из устно-разговорного он становится литературным: на нем издают оригинальную и переводную литературу, его используют в устной и письменной речи.
Глубокое и целенаправленное исследование хакасского языка стало возможным только тогда, когда в 1944 г. был организован Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ). Уже на первом заседании Ученого совета института обсуждался перспективный план сектора языка, предложенный зав. сектором Ф.Г. Исхаковым: совершенствование алфавита, орфографии, уточнение диалектов, составление словарей, вопросы литературного языка. Все последующие языковеды занимались исследованием различных проблем хакасского языка, работали над решением практических задач: изучение фонетики, грамматики, лексики; разработка и упорядочение терминологии, создание двуязычных словарей, составление учебников и учебных пособий для школ области.